Эль Мория

 

 

Владыка Мория (Мориа, Эль Мория) – Махатма[1], Учитель Великого Белого Братства – стал широко известен миру благодаря организации Теософского Общества в ХIХ веке. Впервые о нем сообщила в 1880-х гг. Е.П. Блаватская, которой Учителя Мория, Кутхуми и Джвал Кул помогали основать Теософское Общество.

Вот что рассказывает Е.П. Блаватская о династии Мориа.

«Мориа (санскр.) – одна из буддийских царских династий Магадхи, к которой принадлежали Чандрагупта и Ашока, его внук; также название племени раджпутов»[2]. «Чандрагупта – первый буддийский Царь Династии Мориа, дед Царя Ашоки. Ашока был усерднейшим приверженцем Буддизма; он содержал в своем дворце от 60 до 70 тысяч монахов и жрецов, воздвиг по всей Индии 84 000 дагоб и ступ, посылал миссии по всему миру. Надписи разных эдиктов, провозглашенных им, обнаруживают благороднейшие этически мысли; особенно – эдикты в Аллахабаде, на так называемой «колонне Ашоки». Эти изречения величественны и поэтичны, выражают нежность как к животным, так и к людям и возвышенный взгляд на миссию правителя по отношению к своему народу, которому с большим успехом можно было бы следовать в нашу эпоху»[3].

«В буддийской «Махаванше» Чандагутта – Чандрагупта, дед Ашоки – назван князем династии Мориа, коим он несомненно был, точнее, коими они были, ибо существовало несколько Чандрагупта. Эта династия, как сказано в той же книге, началась с неких кшатриев (воинов) линии Шакья, состоящих в близком родстве с Гаутамой Буддой, которые, пройдя через Химават (Гималаи), «обнаружили восхитительную местность, хорошо орошаемую и расположенную среди леса величественных бо и других деревьев. Там они основали город, названный его владыками Шакья Мориа-Нагара».[4]

Известно, что в последнем земном воплощении Мория родился раджпутским князем в индийском сословии воинов и правителей, пользующихся уважением за мужество и честь. Дата его рождения точно неизвестна. Звали его Ранбир Сингх. В 1858 г. после смерти отца Ранбир стал махараджей Кашмира. Историки выражают похвалу Ранбиру за объединение штатов Нагар и Хунза и за создание гуманных и справедливых гражданских и уголовных законов. Ранбир был очень популярен среди граждан. Он отошел в мир иной в 1885 г. 

По описаниям, ростом он был около 2 метров, с военной выправкой. Выражался весьма лаконично, как будто привык к беспрекословному выполнению своих указаний. Обычно носил белые одежды и тюрбан. Он производил впечатление человека в полном расцвете сил  – примерно тридцати пяти лет; однако, по словам Блаватской, когда она увидела Учителя в лондонском Гайд-парке в 1851 году, Он выглядел точно так же, как и в её детстве (Махатма Мориа с детства являлся ей во снах и видениях).
В ту первую встречу в Лондоне Учитель сказал Е.П. Блаватской, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи»[5]. Спустя 27 лет Блаватская оказалась в Индии и Тибете, где она снова встретилась с Учителем.

Жизнь Учителя Мории примечательна его подвижнической работой по объединению древних духовных истин Востока с традициями Запада. Эта задача была во многом исполнена через основание Теософского Общества в 1875 году в Нью-Йорке и дальнейшие наставления, данные через эту организацию. Эти наставления поступали частично в виде личных писем, адресованных горстке учеников «Махатмы Гимавата». Позже письма были собраны и изданы в 1923 году под названием «Письма Махатм». Отдельные главы «Писем» были переведены на русский язык Е. И. Рерих и изданы под заголовком «Чаша Востока» в 1925 году в Риге. Полное издание «Писем Махатм» в России было осуществлено в 1993 году. Подлинники писем хранятся сейчас в Британском Музее в Лондоне.

Е. П. Блаватская  сообщала, что благодаря Махатмам Мориа, Кут Хуми и другим Учителям были написаны её основные труды «Разоблаченная Изида» и «Тайная доктрина. Синтез науки, философии и религии» – книги, утверждающие общий источник мировых философских систем и религий.

В своей книге «Письма из пещер и дебрей Индостана» Елена Петровна в литературной форме описала свои путешествия по Индии с Учителем, которого в книге она называет такуром Гулаб Лал Сингом: «…громадного роста раджпут, независимый такур из провинции Раджастхан, которого мы давно знали под именем Гулаб Лалл Синга, а звали просто Гулаб Синг. …об этом странном человеке шли самые удивительные и разнообразные толки. Ходила молва, будто он принадлежит к секте раджа-йогов, посвященных в таинство магии, алхимии и разных других сокровенных наук Индии. Он был человек богатый и независимый, и молва не смела заподозрить его в обмане, тем более что если он и занимался этими науками, то старательно скрывал свои познания ото всех, кроме самых близких ему друзей.
Такуры почти все ведут свой род от Сурьи (солнце) и потому называются сурьявансами, потомками солнца, в гордости не уступая никому. По их выражению, «земная грязь не может пристать к лучам солнца», т. е. к раджпутам…»[6].

Приведем ещё несколько зарисовок из книги «Письма из пещер и дебрей Индостана», которые повествуют об уникальных способностях Учителя.

«Поместясь по-восточному (с ногами) на одной из высеченных в скале скамеек, у самой окраины веранды, он сидел неподвижно, обвив обеими руками приподнятые колена и вперив глаза в серебристую даль. Раджпут сидел так близко к краю, что малейшее неосторожное движение, казалось, должно было свергнуть его в зиявшую у ног его пропасть. Но он двигался не более стоявшей наискось от него гранитной богини Бхавани… Только вспыхивавшее по временам яркое пламя догорающих костров, обливая темно-бронзовое лицо горячим отсветом, дозволяло порой разглядеть неподвижные черты сфинксоподобного лика, да как угли светящиеся, такие же неподвижные глаза.

Что это? Спит ли он или замер? Замер, как замирают посвященные раджа-йоги, о которых он сам рассказывал утром... ни шипенье, ни громкий бой часов, ни мое быстрое движение… не пробудили Гулаб Синга, который все также висел над пропастью, как и прежде… Подул свежий предрассветный и довольно сильный ветер, разом зашелестевший листьями и вскоре закачавший кругом нас вершинами торчавших из бездны деревьев. Все мое внимание было теперь сосредоточено на группе трех сидевших предо мною раджпутов: на двух щитоносцах и их господине. Не знаю почему, но оно было особенно привлечено в эту минуту длинными развевавшимися по ветру волосами слуг, сидевших сбоку веранды и более защищенных от ветра, нежели их саиб. При взгляде в его сторону, мне показалось, будто вся кровь у меня застыла в жилах: висевшую возле него и крепко привязанную к колонне кисейную вуаль (топи) хлестало со всех сторон ветром; длинные же волосы саиба лежали неподвижно, словно приклеенные к плечам: ни один волос не шевелился, ни малейшего движения в легких складках обвивавшей его белой кисеи; изваянная статуя не может казаться неподвижнее...»

В эту минуту на площадке появился силуэт огромной кошки. Тигр страшно зарычал, переполошив всех путешественников. Поднялась суматоха. Пока мужчины хватались за ружья, тигр исчез с площадки, его тело покатилось в пропасть. Как выяснилось позже, Гулаб Синг победил огромную дикую кошку… словом.

В новой главе Блаватская рассказывает, как вместе с двумя спутниками она отправилась исследовать пещеры, представлявшие собой вереницу комнат, уходящих вверх, вглубь скалы на много километров. В одной из пещер она потеряла сознание от нехватки воздуха и могла погибнуть. Однако из верхней, ещё не пройденной путниками пещеры вдруг появился Учитель, хотя он должен был находиться в это время в другой провинции. «Гулаб Синг вышел из верхнего отверстия с фонарем в руках, и, соскочив вниз из следующего, кричал им, чтоб они поскорее «подавали» ему «бай» (сестру)… Сдав с рук на руки полумертвую поклажу, они поспешно последовали за такуром; но Гулаб Синг, по их рассказам, все как-то умудрялся, несмотря на затруднение, причиняемое ему подобным багажом (Е.П.Б. была довольно тучной женщиной – прим. сост.), действовать и без их помощи. По мере того как они пролезали через верхнее отверстие, он был уже у другого нижнего, и, сходя в одну келью, они только успевали видеть мельком его развевающуюся белую чадру, исчезающую из одного хода в следующий нижний. Аккуратный до педантизма, точный во всех своих исследованиях, полковник никак не мог сообразить, каким это образом такур мог препровождать так ловко почти бездыханное тело из одного конца отверстия в другой! …Как меня протащили через пять узких отверстий, останется для меня навеки тайной...». Заметим также, что все спутники Блаватской вышли из пещеры грязные, в испачканной одежде, в крови от полученных царапин, тогда как одежды такура были по-прежнему белоснежны.

Уступая настоятельным просьбам полковника, ближе к концу путешествия Гулаб Синг признался:

«– Я действительно посвящен в то, что у вас называют гупта-видьей – тайными науками...
Я брахмачарья [7]

– Что такое «тайные науки»? – продолжал такур. – Для меня эти науки, как и для всякого, кто им посвятил всю жизнь, содержат в себе ключ ко всем тайникам природы и миров, как видимого, так и невидимого. Но этот ключ достается дороже, нежели вы думаете. Гупта-видья – обоюдоострое оружие, и к нему нельзя приступать, не пожертвовав заранее жизнью, хуже, разумом, так как она одолевает и убивает каждого, кто не успеет одолеть ее самое…»

Ранбир Сингх – последнее земное воплощение Владыки Мории.
В разных источниках указываются разные имена последнего воплощения Владыки Мории. Е.И. Рерих называла Учителя в этом воплощении «раджа Чернойя». В своем дневнике Зинаида Фосдик, ближайшая сотрудница Рерихов в Америке, пишет со слов Елены Ивановны: «…Акбар воплотился в раджу Чернойя, ибо его астральное тело было повреждено, будучи всегда на виду, в придворной жизни, всегда принимающее уколы и поражения со всех сторон. А нужно было прийти в Братство в здоровом физическом теле, потому и нужно это воплощение».[8]

Земные воплощения Учителя Мории многочисленны. Упоминания о них мы находили в разных источниках: в трудах Елены Петровны Блаватской, книгах Учения Живой Этики, в книгах и письмах Елены Ивановны Рерих, в книгах Марка и Элизабет Профет и в других.

С некоторыми из наиболее известных воплощений Владыки Мории мы предлагаем вам познакомиться.

 

 

АВРААМ (ок. 2000 г. до н. э.)

Еврейский патриарх, родоначальник двенадцати колен Израиля. Иудеи, христиане и мусульмане считают его первым, кто стал поклоняться истинному единому Богу.

Авраам и его семейство впервые упомянуты в Библии как граждане Ура Халдейского – процветавшего культурного, политического и экономического центра технически развитой шумерской цивилизации.

Писатель Захария Ситчин утверждает, что Авраам родился в 2123 году до н. э., был шумерским аристократом, происходившим из жреческой семьи, связанной кровным родством с царским домом и повелевавшей многочисленной челядью и собственной армией.

Книга «Бытие», в частности, изображает Авраама могущественным властителем – вождем, который общается с царями, вступает в военные союзы и распоряжается земельной собственностью. Он любит мир, но искушен в ратном деле и великодушен как победитель. Он – воплощение справедливости, праведности, чистоты и гостеприимства. Он также предстает как пророк и заступник пред Богом. Но что наиболее важно, Авраам является прототипом человека, твердо придерживающегося своей веры в повторяющееся пророчество Господа о том, что он должен стать «отцом многих народов», даже если внешние обстоятельства свидетельствуют об обратном.

«Бытие» повествует о том, что Авраам со своим отцом и семьей покинул Ур и поселился в шестистах милях от него, в Харране – крупном торговом центре на северо-западе Месопотамии, на территории нынешней Сирии. Несмотря на то, что Библия хранит молчание о раннем периоде жизни Авраама, в устных преданиях говорится, что он участвовал в военных походах, ратуя за распространение единобожия. Рассказывают о том, что он сокрушил идолов своего отца Фарры, который, как говорится в «Книге Иисуса Навина» (24:2), служил «иным богам».

В Библии сказано, что когда Аврааму исполнилось семьдесят пять лет и его отец умер, Господь призвал его оставить все – род его и дом отца, культуру и культы Месопотамии – и отправиться в путешествие в землю, которую Он укажет. Господь обещал Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ», и тот покинул Харран, взяв с собой жену Сарру, племянника Лота и «все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране». По прибытии их в землю Ханаанскую Господь явился Аврааму: «...потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт. 12:5, 7).

Во время голода, который обрушился на Ханаан, Авраам был вынужден отправиться на юг, в Египет. По прошествии тяжких времён Авраам с семьёй вернулся назад. Он великодушно предоставил своему племяннику Лоту право поселиться в плодородной долине Иордана. Сам же обосновался на казавшихся худшими землях Ханаанских в Хеброне. Господь снова сказал Аврааму, что отдаст ему и его потомкам всю землю, которую тот видит – «к северу, и к югу, и к востоку, и к западу». И хотя патриарх все еще был бездетным, Бог подтвердил: потомство Авраамово будет бесчисленным, как «песок земный» (Быт. 13:14, 16).

В те времена началась война четырёх царей против пяти. Победители забрали всё имущество Содома и Гоморры и увели в плен жившего в Содоме Лота со всем его имуществом. Узнав об этом, патриарх вооружил триста восемнадцать человек, рожденных в доме его, поразил врагов и освободил Лота с его имуществом, а также народ и имущество царя Содомского. Вернувшись с победой, Авраам получил благословение Мелхиседека – царя Салимского и священника Бога Всевышнего. Мелхиседек «вынес хлеб и вино», а Авраам отдал ему десятину – «десятую часть из всего» (Быт. 14:18, 20).

В библейском повествовании Авраам также предстает в роли заступника. Господь сообщил Аврааму о Своем намерении разрушить погрязшие в пороке города Содом и Гоморру. Авраам заручился обещанием Бога, что Содом будет избавлен от наказания, если в нем найдется хотя бы десять праведников. Город все-таки был разрушен, но два ангела предупредили Лота о надвигающемся бедствии, и тот избегнул смерти.

Несмотря на повторяющиеся обещания Господа умножить семя Авраамово, по прошествии десяти лет, проведенных в Ханаане, Сарра все еще оставалась бесплодной. Она предложила своему мужу, по обычаю того времени, взять в жены служанку Агарь, чтобы та родила им ребенка. И у Агари родился сын Измаил. По прошествии тринадцати лет, когда Аврааму было девяносто девять, а Сарре девяносто лет, Господь явился патриарху как Эль Шаддай – Бог Всемогущий: «...буду Богом твоим и потомков твоих». Он объявил, что в это самое время на другой год у Сарры родится сын Исаак (Быт 17:7, 19), и что именно Исаак, а не Измаил, будет наследовать отцу. Как изрек Господь, «Сарра зачала, и родила Аврааму сына в старости его» (Быт. 21:2).

Однако самое трудное испытание веры патриарха было еще впереди. Бог повелел ему принести в жертву единственного сына – долгожданного наследника на одной из гор в земле Мориа. Совершив трехдневный переход, Авраам сделал алтарь, положил Исаака на сложенные дрова и занес нож, собираясь нанести мальчику удар. Но тут ангел Господень позвал его: «...не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22:12). В жертву был принесен овен, и Бог окончательно утвердил Свой завет с Авраамом.


После смерти Сарры Авраам женился на Хеттуре, которая родила ему шесть сыновей. Обеспечив всех своих детей, Авраам отдал «все, что было у него, Исааку» (Быт. 25:5). Умер он ста семидесяти пяти лет и был погребен рядом с Саррой в пещере Махпеле, которая в наше время считается священной у евреев, христиан и мусульман – у всех, кто ведет происхождение от Авраама.

Благодаря своим тесным взаимоотношениям с Богом и вере, достойной подражания, Авраам, как отмечено и в христианских, и в мусульманских писаниях, заслужил звание друга Бога («Эль Халиль» в Коране; 2 Пар. 20:7; Ис. 41:8). Он является, как сказал апостол Павел в «Послании к Римлянам», отцом не только евреев, но и «всех верующих» (Рим. 4:11). Мусульмане (которые утверждают, что арабы ведут свое происхождение от Авраама через Измаила) почитают патриарха более всех библейских героев. В Старом городе в Иерусалиме на Яффских воротах вырезана  надпись – отрывок из Корана: «Нет Бога кроме Аллаха, и Авраам – Его возлюбленный».[9]

 

АРТУР, КОРОЛЬ АНГЛИИ (VI в. н.э.)

Король Артур (англ. и валл. Arthur, ирл. Artur) – легендарный вождь бриттов VI века н.э., разгромивший завоевателей-саксов; центральный герой британского эпоса и многочисленных рыцарских романов[10].

В мифологии старой Англии нет эпохи прекраснее, чем времена правления короля Артура и его доблестных рыцарей, когда посреди мрачного средневековья наступил расцвет благородства и самоотверженной преданности короне и своему государству. Можно сказать, что эпоха Артура и есть начальная точка истории Британии.

 

Точные даты жизни Артура неизвестны, хотя рассказы о его жизни записаны как в истории, так и в легендах всей западной Европы. Первое упоминание о нем относится к шестому веку, когда, не оставив наследника престола, умер король Утер Пендрагон.

Согласно другим источникам, король Артур был единственным сыном Верховного короля Британии Утера Пендрагона. Королева Игрейна родила сына Артура, которому суждено было стать великим правителем Англии. Возможно, что, опасаясь придворных интриг, рождение наследника было скрыто от королевского двора, и мальчик тайно был отдан на воспитание мудрому Мерлину – алхимику, магу и волшебнику (воплощение Сен-Жермена), который был в курсе придворных интриг и хорошо знал о персонах, мечтавших узурпировать власть и лишить наследника законного престола. После смерти Утера Мерлин открыл 12-летнему (по другим источникам 16-летнему) наследнику тайну его происхождения и обучил секретам военного искусства, которые должны были помочь Артуру завоевать страну.    

Для того чтобы разрешить вопрос о том, кто будет новым королем, Мерлин вызвал чудесное появление во дворе Лондонского кафедрального собора большого квадратного камня со стальной наковальней на нем и мечом, вонзенным в наковальню. На камне было написано: «Тот, кто вытащит этот меч из этого камня и наковальни, является по праву рождения королем всей Англии».   

«Испытание мечом выявляет мощь души, свободной от рабской привязанности к материальным вещам, символом которых являются камень и наковальня. Это свидетельство божественного права царей – лишь обладающий наибольшими достижениями в Христосознании достоин править…»[11].

Со всего западного мира собрались рыцари и воины, короли и знать, но лишь Артур, 12-летний мальчик, смог освободить священный меч. Епископ Кентерберийский короновал его королем Англии.

В одном из поединков с сэром Пелинором Артур сломал меч, добытый из камня, и Мерлин обещал королю новый меч Эскалибур, который специально для него выковали эльфы Авалона[12]. Меч Эскалибур обладал магией сражать без промаха, но на него налагалось одно условие: обнажать лезвие только во имя доброго дела, и, когда придет срок, Артур должен вернуть меч Авалону.

Став полноправным королем Британии, Артур женился на Гвиневир (Гвиневре – в других источниках) – дочери спасенного им когда-то короля Лодегранса. Молодые зажили счастливо в Камелоте.

В период благодатного правления Артура Британия наслаждалась 12 годами мирной жизни. Это было время расцвета рыцарского духа. При своем дворе в Камелоте Артур собрал самых храбрых и преданных рыцарей королевства – Ланселота, Гавейна, Галахада, Парсифаля и многих других. Разные источники указывают, что общее число рыцарей доходило до 100-150 человек. Для заседаний рыцарей был специально изготовлен Круглый стол, чтобы никто не чувствовал себя ни первым, ни последним, и все были равны между собой и перед королем.

В книге «Владыки и их Обители» Марк и Элизабет Профет сообщают о том, что рыцари Круглого Стола и придворные дамы Камелота были посвященными тайной школы Великого Белого Братства, продолжателями традиций Пифагорейской школы в Кротоне, Ессейской общины в Кумране. Они свято чтили и оберегали сокровенные истины Братства, открываемые им придворным магом и советником короля Мерлином. Рыцарские турниры и поединки были способом выявления уровня внутренних достижений их душ.

Артур водил своих рыцарей на поиски Святого Грааля – чаши, из которой Иисус пил на Тайной Вечере.

В ожесточенном Камламском сражении Артур был смертельно ранен. Потом, как гласит предание, три таинственные королевы положили Артура на барку и отвезли в островную долину Авалона.


По некоторым преданиям, красивая история самого благородного короля средневековой Англии вовсе не завершилась на этом, и в настоящее время Артур лишь дремлет в Авалоне, готовый воскреснуть и спасти Британию в случае реальной угрозы. Эпитафия на его гробнице в Гластонберийском соборе гласит: «Hic jacet Arthurus rex quandam rexque futurus» («Здесь лежит Артур, король, который был, и король, который будет»). [13]

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ  (1314 – 1392)

Сергий Радонежский – святой Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.

Он родился в городе Ростове (Великом) в 1314 году, в тот темный час земли Русской, когда она, совершенно разоренная Ордой, еще стонала от ужаса татарского нашествия. Названный при крещении Варфоломеем, этот будущий заступник Руси с рождения проявлял чудеса святости. По средам и пятницам младенец в пеленках неизменно постился, отказываясь от материнского молока. В отрочестве он все свободное время проводил в молитвах.

Вот что рассказывается в очерке Е.И. Рерих о Святом Сергии[14].

Из жизнеописаний Преподобного Сергия Радонежского мы знаем, что уже к порогу юности ясно наметился в нём будущий отшельник и инок. Мы также знаем о его встрече с чудным старцем, пояснившим его родителям многие знамения, сопровождавшие рождение их сына, и сказавшем, что их сыну «надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед себе к уразумению Божественных Заповедей».

Когда Варфоломей вышел из юношества и окрепший организм его мог уже выдержать суровость пустынного жития, он смог осуществить заветное желание своё.

Вместе с братом Стефаном они выбрали возвышенное место в дремучем лесу, носившее название Маковец, находившееся в 30 верстах от Радонежа, недалеко от речки Кончуры. Здесь впоследствии возник славный Троицкий монастырь. Тут братья поселились и поставили два сруба, один для церкви, другой для жилья. Так было положено начало выполнению пророчества таинственного Схимника.

Но Стефан не долго выдержал тяготу пустынного жития и ушёл в другой монастырь. Варфоломей остался один. Вначале изредка заходил для совершения богослужения старец Митрофан, который затем и постриг Варфоломея в иноческий чин с именем Сергий. Затем начались дни, месяцы и годы полного одиночества, погружения в жуткое безмолвие пустыни. Несомненно, это было труднейшее время, требовавшее громадного напряжения духовных и телесных сил.

Слухи о его подвижническом житии скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих. И никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления.

Наконец, пришли к нему и желавшие подражать ему в подвиге жизни и просили принять их в число учеников его. Сергий проницательно разбирался в их побуждении и душевном складе. Никогда не отказывал искренно искавшим подвига, лишь предупреждал их о трудности пустынного жития и о страхах, оборевавших новичков.

Когда собралось к Сергию до двенадцати учеников, и было построено двенадцать отдельных келий, то вокруг всего застроенного пространства поставили высокий деревянный тын с вратами для безопасности от диких зверей, и тихо потекла жизнь отшельников в новоустроенной Обители.

Образцом всевозможного труженичества и подвигов для вновь прибывших был сам Преподобный, носил воду для братии, молол ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию, по выражению Епифания, «как раб купленный». Летом и зимою ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной, и, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу против двух человек», и ростом был высок. Был и на службах первым. В промежутках между службами была введена им молитва в келиях, работа в огородах, шитьё одежды, переписывание книг и даже иконописание.

Сохранилось немало свидетельств очевидцев о чудесах, которые творил святой. Он воскрешал мертвых, исцелял больных. От прикосновения его руки прозревали слепые.
Когда монастырь разросся и стал испытывать недостаток в воде, по молитве преподобного Сергия близ монастыря забил мощный источник. Он существует по сей день, и сегодня вода родника приносит исцеление многим людям. Сергию являлась Пресвятая Богородица, мать Мария, с двумя апостолами и напутствовала святого подвижника.

По почину Преподобного Сергия пустынное житие широко распространилось в Московской Руси. Ученики и «собеседники» Преподобного основали до 40 монастырей нового типа, ученики его учеников – ещё около 60. В XV и XVI веках все леса северной Руси населились пустынножителями, духовными чадами и подражателями Преподобного. Они развивали земледелие, строительство, насаждали ремёсла и на культуре духа закладывали основу государственности.

Можно сказать, что подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером вводившего в жизнь высокое нравственное учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской. Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг тихих монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторяемую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему.

Когда в 1380 году ордынское войско вновь пошло на Русь, Сергий благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле и, обладая даром провидения, предсказал великую победу русского войска.

В «Гранях Агни Йоги» читаем о Сергии: «Он Понял поворотный момент в истории Русской Земли и Повернул её ход в должном направлении, взяв на себя великую ответственность за исход битвы на Куликовом поле. Он Благословил на неё князя Дмитрия и его рать. Надо было почувствовать и понять этот решающий поворотный момент и положить свой духовный авторитет на Чашу весов истории. И Он это Сделал... Он Принимал деятельное участие в делах Московского государства, помогая князю советами, и лавра являлась как бы духовным центром освобождающегося от татарского ига народа. Недаром назван был Он Воеводою Земли Русской»[15].

Преподобный Сергий умер в возрасте 78 лет. Когда через 30 лет после погребения вскрыли гроб, то увидели его нетленные мощи, от которых исходило благоухание, даже одежды на усопшем были невредимы, хотя гроб долго простоял в воде.

Преподобный Сергий Радонежский был истинным духовным вождем русского народа, «строителем русской духовной культуры», по словам. Н.К. Рериха.

Е.И. Рерих писала: «…смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, Он творил характер народа, создавая тем мощь Государства. Из истории Вы знаете, в каком хаотическом состоянии находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою князей. Нужна была суровая школа и узда; и средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого состояния. …память о Сергии не умрет никогда, ибо велик Магнит Духа, заложенный им в душу русского народа. История развития Духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим Великим Подвижником»[16].

 

АКБАР ВЕЛИКИЙ (1542 – 1605)[17]

Акбар, Джелал-ад-Дин Мухаммад (Акбар Великий) – третий падишах из династии Великих Моголов, тимурид, внук Бабура, прямой потомок Тамерлана[18].

В шестнадцатом веке Могольская империя Индии фактически была покорена жестокими чужеземными завоевателями, так что в 1556 году, когда Акбар Джелал-ад-Дин Мухаммад наследовал трон, от некогда обширной империи остался только столичный город Дели. Выдающийся молодой император Акбар, которому в момент восшествия на престол не было и четырнадцати лет, отправился отвоевывать свое царство. Он стал знаменит во всем мире как Акбар Великий – самый могущественный из Могольских императоров.

Император Акбар обладал потрясающей физической выносливостью, которая содействовала его необычайному военному успеху, – он мог проехать верхом 240 миль (386 км – прим. сост.) за 24 часа, чтобы застать врасплох и поразить врага. Большая часть его долгого царствования была отдана покорению мятежных князей северной Индии и обеспечению мира посредством учреждения крепких провинциальных правительств.

 

 

Акбар расширил границы своего государства, завоевав весь северный Индостан, включая Кашмир, Гуджерат и земли Инда. При этом он проявил себя не только удачливым полководцем и доблестным воином, но и великодушным по отношению к побежденным, а так же мудрым политиком, старавшимся, где возможно, избегать кровопролития, добиваясь результатов путем проведения мирных переговоров, заключения союзов и династических браков.

В 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ. Целью реформ было создание могущественного централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения. Налоговая реформа имела в своем основании строжайший учет, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на не мусульман и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улуг-Бека. Огромное значение падишах уделял развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Акбар ознаменовал себя, как поощритель наук и искусства, собрав вокруг своего престола лучших ученых, поэтов, музыкантов и художников. Его ближайший сподвижник, визирь Абу-ль-Фазиль, был разносторонне образованным человеком, говорившим на многих языках и оставившим записки о правлении Акбара. В период правления Акбара была создана школа живописи, собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-Сикри («города Победы»), которая вскоре стала процветающим культурным центром Индии, более крупным, чем Лондон того времени.

Основную свою задачу Акбар видел в примирении различных народов, населяющих его разросшуюся империю. Одинаково доброжелательно относившийся ко всем своим подданным, он разрешил свободное вероисповедание всех религий. В новой столице было построено прекраснейшее здание с величественным куполом, предназначенное специально для диспутов на богословские темы, в которых сам Акбар принимал деятельное участие. Вместе с Абу-ль-Фазилем он разработал основы так называемой «божественной веры», представлявшей собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Акбар говорил: «Лишь та вера истина, которую одобряет разум». Он стремился показать, что Бог един, а все религии являются лишь различными путями приближения к Нему. При дворе было создано специальное ведомство, которое занималось переводом различных религиозных книг, чтобы люди могли сами убедиться в единстве религий и отбросить вражду и фанатизм. Он говорил: «Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор». Акбар отменил ряд существовавших варварских обычаев, таких как ранние браки, самосожжение вдов и т.п. Пытаясь утвердить «божественную веру» в качестве новой, общей для всей Индии религии, Акбар никого не принуждал следовать ни новой, ни какой-либо другой религии, полагаясь в своих нововведениях лишь на разум и свободную волю человека. Терпимость была его отличительной чертой. Он также не был сторонником каких бы то ни было культов и обрядов, считая, что «Богу надо служить нравственно чистыми делами и мыслями».

Но как это часто случалось в истории человечества, именно самые светлые начинания вызывают непонимание и непримиримую вражду. В 1580-82 гг. вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром реформ. Основным же лозунгом мятежа было «свержение правителя-вероотступника». Закостенелое сознание фанатиков не могло принять политики терпимости и братского отношения к представителям иной веры. Восстание было подавлено.

Акбар умер в 1605 году, пробыв во главе государства 50 лет. Огромная империя благодаря постоянной заботе своего властителя достигла при Акбаре такого расцвета, какого не было ни до, ни после него. Когда сын Акбара Джахангир наследовал трон, он отверг реформы отца, особенно в вопросах религиозной терпимости, и империя быстро распалась. Внук Акбара Шах Джахан (воплощение Учителя Кутхуми), унаследовал лишь маленькое и неуправляемое королевство, но сохранил великую любовь к культурному наследию деда. Величайший из могольских строителей, Шах Джахан подарил Индии Тадж-Махал – самую дорогую ее сердцу историю любви.

Как итог жизни звучат слова Акбара: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенен большими врагами». Он по праву остался в веках под именем Акбара Великого – мудрого правителя и объединителя народов, чьи идеи единства источника всех религий пережили столетия.[19]

Материал подготовили Ирина Коротеева (Москва) и Елена Ильина (Новосибирск)
при участии Валентины Полян (Новосибирск) и Ольги Ивановой (Чебаркуль)
Материал публикуется с сокращениями.

 

Источник