Мать Мария

 

 

Земная жизнь Матери Марии

Более двух тысячелетий отделяют нас от того времени, когда ходила по земле Мать Мария. Сегодня трудно поверить, что у нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли воспринимать ее Вознесенной Владычицей, а она имела и земные черты. Из преданий, воспоминаний современников Матери Марии проступает вполне зримый образ: она была среднего роста, волосы златовидные, глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, взгляд строгий, но не суровый, нос продолговатый, губы цветущие, голос ровный, лицо несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. Поступь тихая, степенная, но твердая; одежда естественных цветов, скромная, чуждая роскоши и неги. Была немногоречива, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях, так что весь вид ее был выражением души, олицетворением чистоты.

Современники Марии отмечают ее безупречные духовные качества. Правилом ее было – никого не оскорблять, не обижать, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Никогда не гордилась она перед человеком скромным, не посмеялась над слабым, не уклонилась от неимущего. В беседе с другими сохраняла благоприличие, не возмущалась, особенно же не гневалась, была совершенно простая.
Вся земная жизнь Богородицы укладывается в 72 года, о чем свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви и авторитетные церковные историки.

Евангелист Лука, знавший близко святую Деву Марию, записал с ее слов несколько важных событий, относящихся к ранним годам ее жизни. Будучи врачом и художником он, по преданию, написал и ее портрет-икону, с которой позднейшие иконописцы делали копии.

Родители Матери Марии проживали в городе Назарете, отстоящем на три дня пути от Иерусалима. Отец – Иоаким, происходил из рода царя Давида [1], Мать – Анна, была младшая дочь иерея из рода первосвященника Аарона [2]. Ее старшая сестра София имела дочь Елизавету, впоследствии вышедшую замуж за священника Захарию и ставшую матерью Иоанна Предтечи, так что Елизавета была двоюродною сестрою Девы Марии, а Креститель Иоанн троюродным братом, по плоти, Иисусу.

Иоаким и Анна были люди благочестивые, известные своим смирением и милосердием к ближним. Они дожили до старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя, и дали обещание – если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. Наконец, 8 сентября у них родилась дочь. Ей дано было имя Мария.
Когда Марии исполнилось три года, благочестивые родители ее приготовились исполнить свой обет: они повели ее в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Храм имел, кроме собственно священных зданий, много дворов и притворов, где были устроены разные помещения для проживания лиц, исполнявших какую-либо священную службу. При храме также проживали вдовы и девы, проводившие воздержанную жизнь.

Мария осталась жить при храме. Там она вместе с другими девицами под руководством опытных наставниц обучалась Закону Божию и рукоделию, молилась и читала Священное Писание. Мария имела острый ум, любила учиться, благоразумие ее удивляло всех. Из рукоделий она занималась прядением льна и шерсти; любила вышивать шелками, особенно одежды, принадлежащие к священническому служебному облачению, и во всем этом была очень искусна.

При храме Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Желая служить только Богу, она дала обет не выходить замуж и навсегда остаться Девою.

По существующему тогда закону ей нельзя было оставаться дольше при храме, но нужно было выйти замуж. Первосвященник Захария, зная и уважая ее обещание, чтобы не нарушать закон о супружестве, формально обручил ее с дальним родственником, овдовевшим восьмидесятилетним старцем Иосифом [3], который обязался заботиться о ней и охранять ее девство. Иосиф жил в городе Назарете. Он также происходил из царского рода Давидова, но человек был небогатый и работал плотником. Из немногих сказаний об Иосифе в Св. Писании очевидна зрелость его характера: он был весьма тверд в стремлении к святому, решителен, благороден, искренен, скромен, чист, миролюбив, внимателен ко внушениям своей совести и повелениям свыше. От первого брака у Иосифа были дети: четыре сына, которые в Евангелиях именуются «братьями» Иисуса и две дочери. Одна из них – Мария, жила в доме своего отца. Когда Дева Мария, обрученная с Иосифом, пришла в его дом, она подружилась с его дочерью и считала ее своею сестрой.

По преданию, в доме Иосифа Дева Мария получила от Архангела Гавриила радостную весть, что Господь избрал ее быть Матерью Спасителя мира.

«Когда Святой Дух низошел в девственное сознание Марии, олицетворяющей собой луч Матери, и сила Всевышнего осенила ее, в ее чреве произошло слияние энергий Альфы и Омеги для исполнения обетования о пришествии Мессии. Своей преданностью Лучу Матери и пречистому образу души Христа Мария намагнитила в своих четырех нижних телах и чакрах мощный фокус полярности Омеги.

Осознание Бога как Матери было столь реально в сознании Марии, а ее отождествление с Материнским пламенем столь полным, что в истинном понимании своего "я" как Бога она стала на плане Материи осознанием Богом Самого Себя Матерью. Отсюда приветствие Гавриила: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" [4].

Это событие произошло в шестой месяц после явления Архангела Гавриила первосвященнику Захарии по поводу рождения у него сына – будущего пророка Иоанна Крестителя [5].

Впоследствии на месте Благовещения была возведена церковь, под которой находится первоначальное скромное жилище Матери Марии. Подобно другим бедным домам Назарета, это жилище прилегает к уступу скалы, в которой высечен вертеп, составляющий три небольшие комнаты. Туда ныне сходят, с левой стороны алтаря, по нескольким широким ступеням из белого мрамора. При входе в этот священный вертеп, в правой стороне его устроен престол во имя св. Анны, матери Богородицы. В правой стороне от престола, двумя ступенями входят в другую часть вертепа, где устроен престол во имя св. Иосифа. Во второй части вертепа подземного храма Благовещения, позади покоя Пречистой Девы, по середине находится дверь, ведущая, через лестницу ступеней в 15, в третью большую пещеру, где, кроме поместительного покоя, есть еще два боковых углубления, из них одно, как можно догадаться, служило скромным очагом (есть и отверстие для выхода дыма), другое имело назначение хранить домашние припасы. Два последних отделения этого священного крова оставлены в своем первобытном виде.


Год рождения Иисуса определить вполне точным образом нельзя было уже и в древности, вследствие различных перемен в счете времени. В Евангельском повествовании св. Луки говорится, что перед Рождеством Христовым вышло императорское повеление о всенародной переписи. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, и каждое из них имело определенные города и праотеческие места. Вифлеем был местом рождения Давида, сюда и должны были отправиться для переписи Иосиф и Мария как потомки Давида. Город был мал, а множество народа, пришедшего для переписи, до такой степени переполнило все дома, что не было в них свободного уголка. Пришлось им искать приюта в городских окрестностях. Невдалеке от ворот Вифлеемских находилась пещера в каменистой горе, в которую во время бури загоняли скот, и пастухи в часы зноя и непогоды могли находить в ней себе убежище. Внутри пещеры в стене было высечено углубление, служившее вместо яслей для животных. Мария и Иосиф вынуждены были воспользоваться этой пещерой в качестве крова, там же Благодатная Мария 25 декабря, одна, без посторонней помощи и безболезненно, родила Иисуса.

Еще раньше, чем в Иудее, о рождении Младенца-Мессии знали на Востоке. Трое восточных волхвов-мудрецов [6], следуя за указующей Звездой, пришли к месту рождения Иисуса, чтобы приветствовать его и сохранить и передать бедной семье некоторые средства. Могли ли они ожидать увидеть Младенца и Его Мать «среди верблюжьих отбросов и ревущих ослов? Мышление человеческое пыталось поместить будущего Пророка хотя бы около храма или среди величественных стен» [7].

Перед рассветом волхвы надели лучшие одежды, прошли через загон скота в маленькое жилище, прислоненное к скале. У очага была Мать Мария с Иисусом на руках. Передав ценности и священные предметы, волхвы предупредили ее о необходимости странствий. Царствовавший в то время Ирод незадолго перед этим был уведомлен о падении своего престола. Зная предсказание и о том, что вскоре должен родиться «новый Царь Иудейский», он отдал жестокое повеление избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев. Иосиф и Мария с Младенцем отправились в Египет, чтобы спасти Иисуса от ухищрений Ирода.

По возвращении из Египта семья снова поселилась в Назарете. Иосиф продолжил свои занятия плотника, «питаясь трудами рук своих». Подрастающий Иисус разделял труды его и притом с таким старанием, что люди не только называли его сыном плотника, но и просто плотником.

Жизнь Матери Марии текла в тех же занятиях и при том же смирении и благочестии, как и прежде. Есть предание, что она учила грамоте детей обоего пола, усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. В рукоделиях она была неутомима по-прежнему, тщательно занималась ими, делая одеяния для себя и для сына. И впоследствии, среди других занятий, Мать Мария для Иисуса соткала замечательный по работе красный полотняный хитон без швов, который и был постоянной его одеждой.

После возвращения из Гималаев, где Иисус обучался под руководством своего гуру – Господа Майтрейи, он вышел на общественную арену для заключительных трех лет служения. Это время стало большим испытанием для Марии. Об этих годах ее жизни известно, в основном, в связи с событиями жизни ее сына. Ее любовь и вера побуждали быть всегда, сколь можно, близко к нему в его непрерывных странствованиях. Возле дома Пилата, под самою аркою, показывают небольшое углубление в стене, повествуя, что в этом месте стояла Мать Мария, во время судилища над Иисусом. Предание дополняет, что Пресвятая Дева, при начале крестного шествия Христа, обращалась к Пилату с молением о пощаде сына. Присутствовала она и при распятии Иисуса…

После вознесения Иисуса Мать Мария собрала учеников и друзей и сформировала колонию в Вифании [8], где они получали наставления от Господа. В сопровождении Иоанна Возлюбленного и других пятерых апостолов Мать Мария посещала различные области мира. Сначала они отправились в Луксор в Египте, а затем по Средиземному морю совершили путешествие на остров Крит. Пройдя через Гибралтарский пролив, останавливаясь в Фатиме в Португалии, Лурде в Южной Франции, Гластонбери на Британских островах и в Ирландии, подготавливая путь для тех, кто придет после нее, чтобы расширить Христосознание. Эти посещения заложили основание для работы апостола Павла в Греции и явлений Матери Марии в Фатиме и Лурде; побудили Короля Артура основать орден Рыцарей Круглого Стола и отправиться на поиски Святого Грааля; позволили Святому Патрику принести христианскую веру на территорию Ирландии.

Святой Иоанн из Дамаска описывает, как по завершении своей выдающейся жизни Мария вознеслась из гробницы, в которую ее положили апостолы после успения. Открыв гробницу через три дня, они нашли только двенадцать белых лилий.

Использованные источники:

1. Марк Л. Профет и Элизабет Клэр Профет. Владыки и их обители.– М.: «М-Аква», 2006.

2. Человеческая аура. Кутхуми и Джвал Кул. – САММИТ ЮНИВЕРСИТИ ПРЕСС, 1996.

3. Е.И. Рерих. Криптограммы Востока. http://www.webbl.ru/

4. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ея. На основании Священного Писания, свидетельств св. Отцов и церковного придания. Изд-е восьмое, испр. и доп. – М.: Типо-Литография И. Ефремова, 1904 г.

5. Жизнь Пресвятой Девы Богородицы по книгам Четьи-Минеям. Составила Авдотья Глинка. – М.: Издание книготорговца А.Д.Ступина, 1904.

Материал подготовлен Ольгой Ивановой из г. Чебаркуль Челябинской обл.

Источник